Густав Малер

"Густав Малер".

                               Отрывок из поэмы.


                           Рутина, штамп ещё царили в мире звуков,
                      но эра Берлиоза началась.
                      В борьбе за настоящее искусство
                      в небе звезда для Малера зажглась.
                      Он был, как Гофмановский копельместер:
                      так же шутил,смеялся,говорил.
                      Своим талантом щедро он делился,
                      своих друзей, учеников любил.
                      Он помогал им в продвижении,
                      делился с ними всем, чем мог,
                      и переносил все треволнения,
                      каким бы не был их итог.
                      Ему пришлось испить немало горя:
                      потерю брата ,матери, отца.
                      Но шёл вперёд с волнами жизни споря,
                      своего не пряча от судьбы лица.
                      Не мог он долго скорби придаваться,
                      стремясь постичь всё и познать,
                      он жаждал жизнью наслаждаться,
                      искусству, творчеству себя отдать.
                      Стремясь найти ответ на все вопросы,
                      он книг не выпуска из рук:
                      Кант, Гофман, Шопенгауэр, Гёте
                      стали для него,как брат и друг.
                      Их идеалы отражались в его творчестве
                      и помогали в нём найти свой ключ.
                      В его симфониях могучее звучание,
                      и чувств поток огромен и кипуч.
                      Он унаследовал от романтизма
                      свободный дух и веру в красоту,
                      в величие божественной природы,
                      и воплотил в творениях мечту.
                      В борьбе с убогою реальностью
                      за свой в искусстве идеал,
                      он испытал все муки творчества,
                      когда свои шедевры создавал.
                      Восторг и пафос, горькая насмешка
                      в его симфониях звучат.
                      Созвучно вторит им природа и
                      попадает с ними в лад.
                      В мелодиях "Третьей симфонии" 
                      мы слышим, что нам говорят цветы,
                      что отвечают звери, птицы,
                      что вторит ночь, какие в ней черты.
                      О чём звонит нам утром колокол?
                      О чём нам говорит любовь?
                      О чём вам говорит ребёнок?
                      О том, что лето шествует вновь.
                      Оно идёт как победитель!
                      Ползёт, порхает и цветёт.
                      В нём ищет все свою обитель.
                      Оно ликует и поёт.Оно тоскует и
                      мечтает и хорошеет от того,
                      что вокруг ангелы летают и
                      не боятся ничего.
                      О том, что жизнь так быстротечна.
                      И что когда-то всё пройдёт.
                      Что мы не можем жить все вечно.
                      Что это всё от нас уйдёт,
                      но пусть останется мгновенье
                      неповторимой красоты!
                      Оно рассеет все сомненья
                      и унесёт от суеты.
                      
                      Когда приходит гений в этот мир,
                      то это для всех выглядит,как тайна.
                      Он для кого-то будет, как кумир,
                      а для кого-то будет в нём всё странно.
                      Его мелодии на струнах наших душ
                      звучат, как всем явившееся чудо.
                      И в их гармонии слышны цветы,
                      луга и горы, что повсюду.
                      Стремясь постичь этот огромный мир,
                      в своих творениях он создал человека.
                      И вместе с ним всю жизнь его,как пир,
                      и, что всё это происходит век от века.
                           Так на вопрос о смысле жизни
                      пытался свой найти ответ.
                      Зачем и для чего он жил на свете?
                      Была ли это просто шутка, или нет?
                      Его "герой "в идилии с природой
                      заканчивает "Тризной" долгий путь.
                      Остались в прошлом юность и свобода,
                      и жизнь уже обратно не вернуть.
                      Но вечен дух, хоть тленно тело,
                      и бесконечен времени разбег.
                      Лишь только в вере,в единении с 
                      Богом он обретёт бессмертие навек.
                      Таков финал "Второй симфонии".
                      Неотвратим в ней "Страшный суд"
                      К нему тебя звуки валторны,
                      как леденящий ужас призовут.          
                         

                                             ...
                      Он безупречно управлял оркестром.
                      Бетховен,Моцарт радовали слух.
                      А к произведениям Баха,Брамса,Вебера
                      никто не оставался нем и глух.
                      Было настолько гениальным исполнение,
                      что всех охватывал восторг, даже испуг.
                      Казалось под дирижёрской палочкой Малера
                      Бетховен, Моцарт оживали вдруг.
                      Но превзошли всех "Дон-Жуан", "Фиделио",
                      хотя "Валькирия","Тангейзер","Лоэнгрин"
                      звучали так же восхитительно,
                      как если бы дирижёр и автор был един.
                      И в постановке "Дон-Жуана" Моцарта
                      никто не видел драмы рококо.
                      Она полна была и страсти и смятения
                      и проникала в душу глубоко.
                      Медные звуки лились со сцены негодующие,
                      то стонущие, то вопрошающие
                      к синему небу от звёзд мерцающему
                      и гасли где-то далеко.
                      "Пигмалионом Гамбургской оперы"
                      так восторгались Чайковский,Брамс,Белов:
                      от впечатления исполненным "Тангейзером"
                      они не находили даже слов.
                      Так было виртуозно исполнение,
                      что на успех был Малер обречён.
                      Ему рукоплескали Лондон, Гамбург,Лейпциг,
                      а в Вене, Праге сцены утопали от цветов...

 

                      Но «Жалобная песня» прошлых лет
                      Всё не давала Густаву покоя.
                      И сквозь весёлую улыбку на лице
                      в глазах вдруг появлялись слёзы горя.
                      Неизгладим в его душе утраты след.
                      И сможет ли сквозь вереницу бед
                      Покой и счастье обрести, иль нет?
                      Так в «Героической» симфонии
                      Малер даёт ответ на тот вопрос,
                      как зло преодолеть на свете и можно
                      ль победить его всерьёз.
                      В победе над собой находит он для
                      всех ответ!
                      В борьбе со злом в себе самом
                      теперь уж он не сдастся. нет!
                      Сумеет он найти свой в жизни путь,
                      И все невзгоды и печали уж не
                      заставят Густава свернуть.
                      Как "Странствующий подмастерья"
                      он проживёт мятежный век.
                      Лишь с верою, надеждой и любовью
                      он счастье обретёт как человек!

                                               
                      Но «…мир лежал пред ним
                      в свете прощанья»*: не мог он
                      дать ему иного обещанья…
                      И Густав написал застольную
                      «Песнь о земле», «О юности»,
                      «О красоте». Как «Пьяной весной»
                      он счастлив был, как
                      «Одинокий осенью» грустил.
                      Как был любим и как любил,
                      как всем и всё тогда простил.
                      Что позволяло жить, дышать.
                      О том, что он не мог отдать,
                      как пульс и стук сердцебиенья,
                      то, что нельзя придать забвенью.
                      Что видеть, слышать он готов,
                      что может он понять без слов.
                      Как трудно подобрать слова:
                      ведь и Альши любовь жива!
                      Родней и ближе нет души.
                      И как печально знать в тиши,
                      что и два ангельских крыла
                      их защитить смогут едва…
                      Как он хотел вернуться в Вену,
                      как простил городу измену.
                      Там светит солнце, цветут цветы
                      и виноградные лозы нальются
                      сладким ароматом, там будет
                      счастлив, как когда-то.
                      Блеск венской оперы, оркестр
                      и свет софит и камер треск,
                      и Метрополитен – опера…
                      Окончилась для всех игра!
                      Им овладел души покой
                      под сенью той земли родной...

***
На улицах Вены - оживленье.
У Королевской оперы –
столпотворенье.
В её фойе стоит бюст Малера,
скульптура Родена.
В свете софит сияет сцена.
В переполненном зале нет
свободных мест.
К концерту готовится оркестр.
Взмах дирижёрской палочки,
и звук смычка,
и музыка льётся, как река.
Струится в ней тот
«Первозданный свет».
Ведь композитор не умер, нет!
Здесь не нужны больше слова...
Музыка Малера жива!