Художникам

Виктор Ефимович Попков
(1932-1974)г.

Должны ли «быть начальники в искусстве,
которые, как боги»* знают всё,
что надувают щёки от натуги,
судят о нём, не зная всё про всё…
Так думал удивительный художник
и с этой мыслью прибывал,
когда брал в руки свой треножник
и смелые работы создавал.
И та нелепая случайность,
с неумолимой поступью судьбы,
прервала его жизнь и гениальность,
освободила душу от борьбы.
Но, как и прежде, звучит «Северная песня»,
а за окном идут «Осенние дожди».
Те «Двое» в поле на исходе дня…,
их примиреньем Боже награди.
Пусть будет светлым «Возвращение»,
и радужными будут дни,
когда попросит он у неё прощение,
любовь в их сердце сохрани.
И вот наступит «Мой день» рождения,
и будет сладостен венец.
Простит мне Бог все прегрешения,
и будет благостен конец.

*«Должны ли у нас быть начальники в искусстве, которые, как боги, всё знают, и что хорошо, и что плохо,
которые сами решают, что помогает народу, что ему
нравится и что он должен отрицать?» - так писал
художник В.Е.Попков.

«В голубом просторе».
по картине А.А.Рылова.

«В голубом просторе» неба-
кучевые облака.
И граница горизонта широка и далека.
И, купаясь в лучах солнца,
летит стая лебедей.
Парусник, с волнами споря, вдаль
плывет по ним быстрей.
О скалистый берег моря бьётся
синяя волна,
и ласкается и плещет, так нежна
и так вольна.

Карлу Брюллову
(1799-1852)

«Великий Карл» Брюллов сродни тем мастерам,
Искусство чьё, восходит к далёки временам
И в чьих полотнах цвет, пространство и сюжет,
которым равных нет.
Романтик- классицист, а в жизни реалист,
И в живописи - Бог, творил он, сколько мог.
«Вирсавия» и «Всадница» на вороном коне:
Вот взмоет вдруг наездница на резвом скакуне…
Здесь юная Амалия и жизни «Маскарад»,
Графиня с ней Самойлова и сказочный наряд…
Где «Итальянский полдень», и в гроздьях виноград,
И девушка красавица, и её томный взгляд…
И через сотни лет живёт его автопортрет-
В нём воля, русский дух и ум его воспет.
«Последний день Помпеи» триумфом назовут,
В них воплотились его талант и труд.

Виктор Борисов - Мусатов
(1870-1905)г.
«Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве».
В. Борисов - Мусатов.

Он трогательным был, сердечным,
«Тончайшим и нежным горбуном».*
Таким был с детства человечным,
и думал только об одном,
как отразить в своих картинах
мечту, в которой высота,
«Гармония» и «Одиночество» и,
где природы красота.
«Окно», в нём «Девушка с огавой»
и «Ожидание гостей».
И «Водоём «, где так узорчато,
играет цвет светотеней.
«Автопортрет с сестрой», «Молебен…»,
у дома «Майские цветы»,
как в изумрудном ожерелье,
в той дивной песне я и ты.
Как будто облака упали в сине-
зелёную траву.
И эту сказку рисовали передо мною
наяву.
С тобой « Прогулка при закате»
тропинкой в солнечном саду,
или дорожкой в тихом парке,
с той остановкой на мосту.
«Сидящий мальчик», «Леди в синем»
на той поляне у «Пруда».
«Осень пришла» - там ветви ивы,
где мы расстались навсегда.

* «Тончайшим и нежным горбуном»,- назвал В.Борисова –
Мусатова Андрей Белый.

Аполлинарию Михайловичу Васнецову.
(1856-1933)

Он лишь хотел «Писать, писать с натуры…»
пока глаза глядят «…и руки держат кисть»
То, как природа хороша, какие в ней фактуры,
стремился он в своих полотнах отразить.
Картина та должна сразить «пейзажный мир»**.
В ней «…тихо спят людские страсти»***.
Для града Китежа окончен пир, и «Озеро»
«спасёт» всех от напасти.
А «…на Урале. Синяя гора». Там мёртвый лес,
деревья спят седые.
И ели взмыли до небес, стоят туманы голубые.
И кипарисовая роща на скале, и море
серебрится под луной.
Два склепа предо мною, да кладбище.
Там тишина, как вечность, и покой.

Андрей Петрович Рябушкин
( 1861-1904)г.

Крестьянский сын, иконописец,
О пореформенной России живописец.
«Московская улица в праздничный день»:
В столпотворение, в распутицу идти не лень.
Кто пеший, а кто на коне верхом,
Кто со свечой, а кто с кнутом…
«Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами,
В каменьях трон и в золоте парча.
Самодовольный взгляд и взгляд завистливый:
«Пожалован шубой с царского плеча».
Вот дочь, красавица на выданьи,
Жена с сынишкой - вся «Семья купца»,
Вот «Едут», «В гости», «Чаепитие»
И «Ожидание новобрачных от венца».
«Русские женщины…» в святом сюжете,
«Свадебный поезд» и талая вода,
«Московская девушка…» в малиновом берете
Покинута любимым навсегда.

Алексею Гавриловичу Венецианову.
(1780-1847)

Создатель «бытового жанра»
Умел изобразить портрет,
В котором сходство отразилось,
И удивительный сюжет.
Портрет жены в русском костюме,
Гоголя, Хваского, Карамзина,
Скульптуры, живописи, архитектуры,
Головачевского и Путятина.
«Утро помещицы», «Гумно»,
Весной «На пашне» жарко.
«На жатве. Лето», «Сенокос»,
«Жнецы», «Захарка»…
Путём, назначенным природой,
«Крестьянка с крынкой молока»,
И «Жница», «Девушка с телёнком»,
И в небе кучевые облака.
«Купальщицы», «Гадание на картах»,
«Крестьянка с васильками»,
«Спящий пастушок», где образ русского
Пейзажа и даль, и горизонт широк.

Алексей Петрович Боголюбов
(1824-1896)

«Моряк - художник»*, баталист,
академический романтик – пейзажист.
«Двух станов не боец, но только гость случайный»,**
запечатлел места родные и берег дальний…
И «Вид на Смоленский монастырь с Большой
Охты»,явление в торжественной гармонии
архитектурной красоты.
«Устье Невы», «Санкт – Петербург при заходе
солнца», взморье
где гладь воды и , где ветрам - раздолье.
«Атаку турецкого парохода миноносной
лодкой «Шутка»,
где на таран «Эрекли» ушла всего одна минутка.
И «Бой у острова Эзель», «Синопский бой»,
марины,
«Ипатьевский монастырь близ Костромы»,
Саввино-Сторожевский монастырь и вид
с вершины. «Винеция», Палермо, Рим, Неаполь
и « Прибой в Метоне».
«Сен – Мартен. Франция.Бретань», в ноктюрном тоне.
«Лес в Вёле.Нормандия» и ярмарка в Амстердаме.
«Зима в Борисоглебске», музей в Саратове
в память о маме создал моряк – художник,
баталист, академический романтик – пейзажист.

Абрам Ефимович Архипов
(1862-1930)г.

Он перед нами будто заново
открыл в оттенках красный цвет.
В его картинах тон, как зарево,
где в нём звучит его сюжет.
«Радоница. Перед обедней»,
и где «На Волге» лёд пошёл.
А вот «Крестьянка» в красном цвете,
как будто в «Гости» к ней зашёл.
Румяная «Девушка с кувшином»
улыбаясь, смотрит с полотна.
Здесь и подёнщицы и «Прачки»-
их жизни суть отражена.
И «По реке Оке», «Обратный»
уж предстоит им долгий путь.
И «По этапам» безотраден,
и изнурителен их труд.
«Зима», « На севере», морозы
и деревушка вдалеке.
«Лавка старьёвщика» и слёзы,
а рядом «Пьяница» в тоске.
Вот самобытная деревня, где
есть в той жизни простота,
где избы низкие и церкви,
и где природы красота.

«Последний день Помпеи».
По картине Карла Брюллова 1833г.

Как великан Везувий спал,
ничем себя не выдавал.
Под ним бурлила жизнь в Помпее.
Багровым заревом алея, стоял
над городом закат к себе
притягивая взгляд
Пред вами улица Гробниц,
где сутолока колесниц,
снующих среди них прохожих,
как тысячи людей похожих.
Но вдруг вулкан ожил, проснулся,
как будто вздрогнул, встрепенулся,
вздохнул, зевнул и кашлянул
и город в пепел окунул.
Возник фонтан, запахло серой,
взлетели огненные стрелы.
Из жерла лава полилась
и дым, и копоть поднялась.
Не сдерживали струй упругих
ни здания и ни лачуги.
И стены города, увы, были
под ней повержены.
Врасплох застигнутый народ,
под грохот мечется, снуёт.
Бежит, стремясь найти спасенье,
охвачен паникой, смятеньем.
Вот дети тащат старика: вверх
поднята его рука.
Там уронила мать ребенка:
вперёд умчалась прочь повозка.
Тут с лошади упал гонец:
от ужаса ржёт жеребец.
Склонился юноша над милой:
бежать у них нет больше силы.
Мать просит сына спешить прочь:
не может он ничем помочь.
Обняв детей, прижав к груди,
семью старается спасти одна
из женщин, с ней рядом пастырь
с кадилом, с факелом в руках.
Только ему не ведам страх.
На небо он взирает строго,
стремясь на нём увидеть Бога.
С сокровищем здесь старый жрец.
К чему ему такой конец?
Богатство хочет он спасти
и с ним вновь счастье обрести.
Своё сокровище в руках
несёт художник впопыхах.
Поднял его над головой,
смешавшись в панике с толпой.
С ним рядом женщина с кувшином,
с красивой внешностью богини.
Похоже им не ведам страх;
у них растерянность в глазах.
Но как с природою шутить?
Лаву вулкан должен излить
и тонны пепла в небо сбросить,
в руины город обратить.
И чёрный мрак над всей землёй.
Раскаты грома, как волной,
собою город окатили,
в пучине пепла утопили.
Погибла навсегда Помпея.
С ней вместе люди, галерея
и памятники архитектуры,
фонтаны, улицы, скульптуры.
Наверно, был разгневан Бог!
Такой печальный был итог…

По картине «Три возраста человека и Смерть»
Ханса Бальдунга

Три возраста есть у человека;
за ними следующая Смерть.
Стоит она с часами, как злодейка,
держа в своих руках косу и плеть.
В детстве, её не замечая, он смотрит
на прекрасный Божий мир.
В зрелости он о ней не помышляет,
вкушая с наслажденьем жизни пир.
В старости смотрит в лицо Смерти
и гонит мысли о ней вон, считая каждое
мгновенье до бессмертья и
слушая его печальный звон.

По картине «Последствия невоздержанности»

На той картине мать семейства, выпив
кувшин недоброго вина, уснула, позабыв,
о том, что есть злодейство: свою игру ведёт
с ней сатана. У её ног: жаровня, папироса.
пред ней сидит на шесте попугай,
над головой висит корзина с погремушкой:
любой предмет из них ты выбирай.
Или предстанешь нищею старухой,
переселившись из дома в сарай,
или взрастишь ты попрошаек,
и позабудешь жизнь свою, как рай.
Стоящий рядом с матерью ребёнок
уж осыпает розами свиней.
Второй ворует кошелёк с пелёнок,
С кошкой возятся и трое других детей.
Служанка поит вином из ложки попугая.
Отец семейства с девкою в кустах.
Вот бытовая сцена без изъяна:
в ней жизнь героев превратилась в прах.

По картине «Брачный контракт» Уильяма Хогарта.

Пред нами на картине «Модный брак»
изображён тот знатный дворянин,
в своих долгах, как в дорогих щелках,
а с ним его уж повзрослевший сын.
Они спешат составить так контракт,
чтоб был он им и выгоден и мил.
Хотя жених с невестой ни в ладах:
Амур своей любовью обделил.
Но Бог уже назначил судный день.
Печать легла на лица будто тень.
Убит будет в дуэли господин,
отправится на виселицу сын.
Жена покончит с жизнью от стыда
Придёт в их жизнь не счастье, а беда.

По картине Джозефа Райта из Дерби.
« Эксперимент с птицей в воздушном насосе».

Пред нами страшный раскрывается сюжет:
в колбе находится беспомощная птица.
В комнате мерцает от горящей свечи свет,
а за окном луна происходящего стыдится.
Взирают люди, как исчезнет кислород,
и в вакууме птица задохнётся.
По разному здесь реагирует народ на то,
что птица больше не проснётся.

По картине «Богач Эпулон» Бонифацио Веронезе.

Главный герой в богатом доме
сидит средь женщин за столом.
На том столе нет блюд роскошных
и чаш, наполненных вином.
Склонились рядом музыканты и
ублажают его слух.
Струится от них звук пьянящий,
и проникает в душу вдруг.
В доме полно гостей гуляющих и
суетящихся здесь слуг.
Со стороны, на них смотрящим
трудно понять, кто враг, кто друг.
Коленопреклоненный старец стоит
с протянутой рукой.
С ним пёс доверчивый и верный;
нищий - с бродяжьею клюкой.
Его слуга жестом суровым спешит
прогнать вон со двора.
И нищий Лазарь, просящий крошки,
уж не увидит от них добра.

По картине «Пейзаж с Полифемом»

Отвергнутый любимой Полифем,
мелодию любви играл на флейте.
Он исполнял печальную из тем,
и посвящал её невесте.
Вокруг него сатиры собрались,
животные и нимфы, боги, люди.
С вершин скалы к ним звуки полелись,
рождающие в них мечту о чуде.
Не мог забыть о Галатее Полифем.
Казалось его сердце разорвётся.
Узнал и полюбил её зачем?
И почему так сильно сердце бьётся?
Наверно Галатее мил сатир.
Бессильны в его горе Боги.
Ему и свет теперь не мил,
Нет у него иной дороги.

По картине «Пьющий король».

Пьющий король – вот тема для потомков!
Гости собрались на пир, чтоб съесть
пирог.
Тут всё похоже на большой трактир и
мышеловку, а челядь здесь не пустят на порог.
Пирог лежит, разрезан по частям,
нашедший боб будет назначен королём.
Вино в бокалах, яства на столах, улыбки,
смех и всё им не почём…
Роскошные предметы на полу, клочки бумаги
с видом должностей, которые придворным
раздадут без долгих размышлений и затей.
На сумасшедшего никто так не похож,
как, опьянённый властью и вином.
Его жизнь примитивна и пуста,
сродни она с его безумным сном.

Генриху Ипполитовичу Семирадскому.

Мастер пейзажа и библейского сюжета,
природы и прекрасного портрета,
«Суда Париса», любви и красоты, создал
«Идиллию», в ней воплотил мечты.
Изобразил «Христа в доме у Марфы
и Марии» со стаей голубей в тени.
В ученье праведном и благочестии
пред нами предстают те дни.
Христа и самаритянку, ту у которой
Иисус просит пить…
Есть и у притчи той изнанка,
к Богу ведущая в ней нить.
И «Грешницу» под деревом платан,
и в возмущении народ,
здесь перед Господом все равны:
он проповедь свою ведёт.
Вот «Святочи хритианства(Факелы Нерона)»,
Дирцея в цирке, «Танец средь мечей»,
«Гибель Содома», «Избиение младенцев»,
и свет Бога карающих лучей.
«Доверие Александра Македонского к врачу
Филиппу», «Римская оргия» блестящих тех
времён,
«Фрина на празднике Посейдона в Элевсине»-
история античных тех имён.

Вячеславу Григорьевичу Шварцу.

Художник говорил,
что не хотел дожить до старости,
мечтал лишь «только бы себя не пережить»*
Не довелось ему узнать от жизни усталости,
но русской живописи - жанр свой подарить.
Где «Вешний царский поезд на богомолье»:
заснеженная гладь и избы вдалеке,
церквушка и полей раздолье,
и царь со свитой в золотом возке.
«Патриарх Никон в Новом Иерусалиме»:
покоем, миром дышит летний день,
сюда переселился он во имя…
Мысль на его лице легла, как тень.
«Русский посол при дворе Римского
императора»: шуба расшита золотом и
голубой кафтан.
Придворный смотрит на него испытующим
взглядом: нет ли подвоха в чём, или какой изъян…
«Наречение царской невесты царевною»:
возложен ей на голову венец.
Царь отбыл на охоту соколиную,
о чём спешит всех известить гонец.
Вот «Иван Грозный у тела убитого им сына»-
сцена из жизни русских царей,
где жизнь и смерть слились в ней воедино,
где горе и раскаянье видней.

И.И.Шишкину.

Родные дали, где «Сосновый лес»
в его полотнах вырос до небес.
В «Лесной глуши», где бурелом
Лисица прячется за пнём.
Покой в лесу и благодать
ведь здесь, в «Лесной глуши»,
пока что человека не видать.
Под утро в зыбкую прохладу
медведи вышли и послушны взгляду.
Играют медвежата на поваленной сосне,
за ними мать-медведица следит на стороне.
А в «Корабельной роще» мощные стволы
едва ли достоят до той поры,
когда вонзятся в них лихие топоры.
И путь уже проложен, изгородь стоит,
под ней ручей задумчиво журчит.
А где-то колосятся в золоте поля,
где так привольно соснам,
где «Рожь», и мать-земля омыта щедро
и напоена дождём, в краю том
благодатном, в котором мы живём.

Аристарх Васильевич Лентулов.
(1882-1943)

В мире цвета и сюжета
Тема есть и для поэта.
«Звон (Колокольня «Иван Великий»,
«Страстной монастырь», как многоликий,
Куда поэта направлен взгляд:
Тверской бульвар и Пушкин говорят…
Картина «Храм «Василий Блаженный»,
В орнаменте злотые купола,
Архитектуру, как фактуру,
От Бармы с Постником воссоздала.
«Москва» - симфония кубизма
С оттенком футореализма,
«Солнце над крышами. Закат»,
Игрой цвета - теней о чувстве говорят.
Портрет Хохловой и автопортрет:
Гитары тембр и скрипка, как дуэт,
Как символ «Мир искусства» и
«Бубнового валета».
И «Небозвон», « У Иверской»
И песня не допета…

Аполлинарию Михайловичу Васнецову.

Он лишь хотел «Писать, писать с натуры…»
пока глаза глядят «…и руки держат кисть»
То, как природа хороша, какие в ней фактуры,
стремился он в своих полотнах отразить.
Картина та должна сразить «пейзажный мир»**.
В ней «…тихо спят людские страсти»***.
Для града Китежа окончен пир, и «Озеро»
«спасёт» всех от напасти.
А «…на Урале. Синяя гора». Там мёртвый лес,
деревья спят седые.
И ели взмыли до небес, стоят туманы голубые.
И кипарисовая роща на скале,
и море серебрится под луной.
Два склепа предо мною, да кладбище.
Там тишина, как вечность, и покой.

*«Писать, писать с натуры, пока глаза видят и руки держат
кисть…За этюдами молодеешь! Не правда ли?» - писал он в письме к художнику- пейзажисту Николаю Хохрякову.
**,*** Художник А.М.Нестеров восторженно писал автору
«Озера»: «Картина эта должна повергнуть весь пейзажный мир.
Это реквием. В нём тихо спят людские страсти»

«Гонцы…» спешат холодным утром…

По мотивам исторических картин о старой Москве
А.М. Васнецова.

«Гонцы…» спешат холодным утром по
доскам Воскресенского моста.
Тихо в Кремле немноголюдном,
и площадь Красная пуста.
Над куполами белокаменной
раздался колокольный звон.
Звук отзывается окраиной,
сгоняя ввысь худых ворон.
В центре Москвы на лобном месте
уж собралась толпа людей
Их государь созвал всех вместе,
чтоб зачитать указ скорей.
Над головами всех собравшихся
вдруг воцарилась тишина.
Великий царь узнал про заговор,
судьба бояр всех решена.
Они в застенке том замучены,
лежат тела их на дворе.
Их руки, ноги цепью скручены,
их закопают на заре.
И из толпы вдруг крик раздался.
От его силы стынет кровь.
Он болью в сердце разорвался,
в нём материнская любовь.
«Гонцы…» спешат холодным утром по
доскам Воскресенского моста.
Тихо в Кремле немноголюдном,
и площадь Красная пуста…

Антропову Алексею Петровичу.

Он был создатель своей школы живописи,
незаурядный человек, владевший тайнами
иконописи,прославивший Россию и свой век.
От коронованных особ, служителей Синода
дворянского сословия до вельмож
им создана портретов галерея,
где каждый образ удивительно похож.
Портреты Петра 1-го, Екатерины -
так лаконично хороши,
что чувствуешь Державы в них вершины,
хоть мало в них сомнений для души.
И взгляд статс – дамы А.М.Измайловой,
перешагнувший полувековой рубеж,
задумчив, её рот упрямый и цвет
её волос, как блёклой розы- беж.
Портрет священника Дубянского,
Императрицы Елизаветы духовника,
Смотрит на нас прямым и умным взглядом, и
держит посох его правая рука.
А вот Румянцева в убранстве строгом,
чья былая молодость и красота
поведают нам о многом,
была она подругой государя неспроста.
Пред нами предстаёт портрет генерал–аншефа
графа Фермора.
С ним связана в истории России та пора,
когда он воевал вместе с Россией против Швеции,
брал Мемель, Кёнигсберг, заведовал и канцелярией двора.
А.В.Суворов, служивший под его началом, всем
говорил о нём как о втором отце…
Пред нами «русский англичанин».
В нём благородство видно и во взгляде и в лице.
Художник свято чтил семьи традиции:
у деда, братьев и отца он научился добросовестно
трудиться и не ронять, идя по жизни своего лица.

Ивану Петровичу Аргунову.

Иван Аргунов творил в эпоху крепостничества.
Слугой был графа Шереметьева, зависел от
его величества.
Но так дано было судьбою,что художника портреты
прославили его, хранят его секреты.
В образе неизвестной той крестьянки всё
совершенно: нежный взгляд и тёплый колорит;
расшитый золотом кокошник, как корона и,
как рубин, камень в серьгах горит.
Её Величество Екатерина с лёгкой
улыбкой смотрит свысока.
Она в изысканном парадном одеянии, и у
державы её правая рука.
В портретах Аргуновой и Мегуновой, где у
одной из них: лимонно-кружевной наряд,
а у другой вид, как у матроны: румяна на щеках,
надменный взгляд.
Адмиралтейства главный архитектор изображён
в камзоле с циркулем в руках.
В его петлице – орденская лента; он держит
чертёж с улыбкой на губах.
Контр- адмирал, герой морских сражений,
со шпагою в руке имеет строгий вид.
Прославился в Чесменском он сражении:
«Святой Георгий» на его груди висит.
Граф Б.П.Шереметьев: в голубой мантии,
о шпагою наперекрест.
Стоит он в рыцарских доспехах,а на его груди сияет крест.
Так, не взирая на происхождение, искусству посвятил
себя творец.
Заслуживает он восхищения, хоть и нелёгок был его венец.

Фёдору Степановичу Рокотову
(1730-1808)г.

Русский художник - автор камерных портретов
«полузабытый» и «воскресший» в век
смог отразить в портретах человека,
его души мятежный бег.
Екатерина, как камея,
державою и скипетром владея,
на подданного устремила взгляд,
чело и взор о назиданье говорят…
Его высочество, как «славный мальчуган»,
живое воображенье, рот упрям,
а взгляд тревожен и осанкой прям.
В тон золотистым волосам
жабо и горностай как знак и сан.
Поэт опальный, «Анненская лента»,
А на лице усталость - прожитые лета…
Звезда, как орден, грустный взгляд
о славном прошлом говорят:
«Ты честью хвалишься, которая не твоя:
Будь пращур мой Катон; но то Катон, не я».*
Вот образ неизвестной дамы - властолюбивой
на « весь свет».
Он воплощён был в «Пиковой даме»,
в ней всё о ней сказал поэт.**
А вот прекрасная «Сапфира»,
«Почтить твои красы, как смертный, я немею,
теряюсь я в тебе, тобой я пламенею»,-***
так говорил о ней поэт,
чей образ наш художник воплотил в портрет.

*Стихи поэта А.П. Сумарокова, который изображён на портрете
художником Ф.С.Рокотовым.
** «Портрет неизвестной в белом чепце» - предположительно княгиня Н.П.Галицина, урождённая Чернышова. Прообраз графини из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина.
***Стихи поэта Н.Е.Струйского, жену которого изобразил в портрете художник Ф.С.Рокотов.