Рецензия на роман «Анна из Кёнигсберга»

Рецензия на роман «Анна из Кёнигсберга» Олега Борисовича Глушкина.

Я держу в руках роман Олега Борисовича Глушкина «Анна из Кёнигберга», только что прочитанный мною в один присест. Трудно передать всю волну чувств и внутренних переживаний, которое вызвало прочитанное мной.

Говорить о том, что на протяжении всего времени чтения романа, я находилась в ином измерении излишне, так как это почувствует каждый, кто откроет эту книгу. Возможно это не только удивительный талант автора переносить читателя во времени и пространстве вслед за его героями, но и от того, что события, которые отражены в романе далеки для поколений не знавших войны, не испытавших весь ад и ужас того, что она несёт с собой для любого нормального человека, который рождается на свет от любящей матери ради счастья жить и познать этот удивительный мир, полный прекрасного.

Именно по этому описание событий, пережитых героиней романа Анной, её сложной и трагической судьбы, выпавшей на долю не только её еврейского народа, но и всего мира в годы Второй Мировой войны сделаны в самой точной и подходящей для этого форме, а именно – «чёрно-белой».

Автор постепенно, осторожно, дозировано вводит читателя в те события, приоткрывая внутренний мир героини и её состояние, в котором она находится на протяжении пятнадцати лет. Это состояние глубокой скорби и ужаса от произошедшего с её самыми дорогими и близкими для неё людьми, и всеми теми, кто оказался узниками концлагерей, жертвами оккупации и геноцида, и того чудовищного события массового убийства в Пальмникине 31-го января 1945г. Иногда достаточно потери одного близкого человека, чтобы не пережить горе и боль утраты.

А здесь столько страшных испытаний. В силах ли вынести столько горя человеческая душа, которая стремится к добру и свету?

На этот вопрос не возможно дать однозначный ответ. Надо пережить, чтобы это понять. Это помогает сделать нам автор.

Шаг за шагом мы следуем за героиней, погружаемся в её воспоминания, которые как фрагменты чёрно-белого кино мелькают и всплывают перед ней, постоянно прорываясь в реальность её теперешнего существования и даже сейчас несут в себе следы пережитого и оказывают своё влияние на действительность. Последствия трагедии всех пережитых событий переплетаются во времени и пространстве настоящего, вызывая в ней внутреннюю борьбу: с одной стороны жажду жизни и счастья, с которым она пришла в мир с её раннего счастливого детства, и , который рухнул с приходом к власти Гитлера и нацистов, и теми последствиями пережитого горя и ужаса, после которых пропадает желание жить. Чудом выжившая в страшной мясорубке смерти она понимает, что выпавший на её долю счастливый жребий достался не многим, но не может понять - зачем. Разве есть смысл жить, рожать детей, если люди способны на такие зверства, предательство, убийство себе подобных, уничтожения самых невинных и беззащитных созданий- маленьких детей?! Да и можно ли назвать этих извергов людьми!?

Ведь это видели и знали и другие, которые сами не принимали в этом участие, но с их молчаливого согласия и не желания вмешаться из страха за собственную жизнь всё это и происходило.

И где же предел человеческого падения?

Но ведь были и те, кто ценой собственной жизни спасал детей, близких, посторонних людей и то бесчисленное число геройски сражавшихся и убитых солдат, партизан, мирных жителей, противостоявших фашизму, среди которых был и её любимый Михаил, спавший ей жизнь.

Автор поднимает тему страшного преступления фашистов перед человечеством в геноциде народов земли: евреев, славян, цыган, поляков и других по масштабам которое не знало человечество, которое можно сравнить со Вселенским злом, прорвавшимся в этот мир с целью уничтожения человечества. Вряд ли бы остались в живых другие расы, так как сумасшедший садист и убийца Гитлер, вообразил арийскую расу самой главной на земле.

Не трудно сейчас понять, что, являясь проводником абсолютного зла, находясь в его полной власти, он привел к трагедии и собственный немецкий народ, который не только принёс гибель огромной части человечества, но и сам пострадал, превратившись из палача в жертву, втянул нацию, среди которых были известные всему миру гуманисты в позор, который останется на его совести в веках.

Борьба добра и зла в мире и в душе человека представлена через глубокие внутренние переживания Анны. Тема любви и надежды, пробивающаяся как слабый зелёный росток среди зимы под лучами набирающего силу солнца проступает отдельной мелодией.

Память о любимом, единственном близком для неё человеке, желание найти Михаила, узнать о его судьбе ещё удерживает Анну в этой жизни, в которой она продолжает жить, как во сне.

Почти механически делая каждодневные дела, при этом стараясь не навлечь на себя подозрения и гонения, которым подвергались немцы и узники концлагерей. Напряжённость её душевного состояния точно представлена в романе автором. Анна как будто спешит куда то, торопится, как будто стремится к развязке, так как жить в таком состоянии и находится в нём бесконечно невозможно.

И конец был бы неизбежно трагичен, так как мы знаем примеры, когда люди в таком состоянии уходили из жизни по собственной воле. Автор ведёт читателя за ней, как будто спешит сам узнать,что же будет с ней.

Что победит в ней любовь и жажда жизни,не смотря на всё пережитое, или смерть?

Сложная внутренняя борьба разрешается с появлением в её жизни любимого человека Михаила чудом оставшегося в живых и нашедшего её. Эта спасительная нить, эта надежда и огромная радость от того, что жив её любимый человек и ожидание новой жизни, зарождающейся в ней совершают чудо. Анна возвращается к жизни, побеждая смерть...

 

Автор: Солошенко Н.И.

Дата: 10.11.2013г.